Работа по ранней профилактике неблагополучия в семьях.

02.11.2021

Памятка для родителей

   Что такое семья? Это союз любящих людей, которые осознанно решили жить вместе, двигаться вместе в будущее, растить детей и делить радости и невзгоды.Но иногда и между любящими людьми случаются непонимания или конфликты.

  Когда два разных человека объединяются в одну семью, они уже порождают конфликтную ситуацию. До брака каждый имел свой жизненный опыт, свои взгляды, собственные привычки. Когда длится период ухаживания, влюбленные на время забывают обо всем, в том числе и о собственных привычках и предпочтениях. Но когда начинается совместная жизнь, праздник любви уступает место серым будням. И вот здесь попытка объединить свои разные жизненные установки в одно целое приводит к первым столкновениям. И только разумное понимание происходящего позволит супругам найти рациональные способы разрешения конфликтов в семье.

  Конфликт - это не всегда плохо. Если хорошо смоделировать конфликтную ситуацию, то можно даже и выиграть от этого! Ведь не стоит забывать, что конфликт всегда несет с собой изменения и позволяет людям извлекать уроки и совершенствоваться. Конфликт стимулирует любопытство и воображение, он избавляет нас от монотонности жизни. Когда конфликт погашен, могут установиться более тесные отношения.

С другой стороны, конфликт может нанести вред отношениям, он отбирает время, энергию и даже деньги. Затяжной конфликт непременно отразиться на психическом и умственном здоровье.

Как поддержать стабильность и благополучие в семье?

  Слушайте друг друга, давайте понять, что вас интересует содержание разговора, и вы понимаете партнера. Способность слышать другого является более ценной способностью, нежели умение говорить.

  Стремитесь узнать друг друга как можно лучше: интересуйтесь увлечениями партнера, его мнением, им самим. Те, кто занят исключительно собой и своими проблемами, не могут полноценно контактировать с другими людьми.

  Хвалите друг друга. Большинство людей всегда высказывают неудовлетворение, когда им что-то не нравится. Однако немногие помнят о том, что нужно и похвалить партнера.

  Входите в положение друг друга. Очень часто мы не замечаем того, что происходит в душе партнера. Каждый партнер должен ставить себя на место другого, стараясь понять его мысли и переживания. В этом случае получится быть более терпимым к другому и избежать конфликтов.

  Не критикуйте друг друга. Зачастую именно склонность к критике разжигает распри между супругами, ведь если вы критикуете другого можно не сомневаться в ответной критике. Критика не должна задевать достоинств супруга, она должна нести позитивный посыл. Если делаете замечание, не забудьте найти также и то, за что можно похвалить партнера.

  Не приказывайте друг другу. Никто не любит получать приказания, потому что это напоминает об обязанностях, а брак - это то место, где оба чувствуют себя равными. Поэтому приказы вызывают естественное сопротивление. Чтобы избежать этого, переформулируйте приказ в вопрос или просьбу.

  Умейте признавать свои ошибки. Если вовремя признать и исправить свои ошибки, то можно избежать множества ссор и конфликтов. Умение понимать и признавать свои слабости является признаком взросления и помогает успешно владеть конфликтной ситуацией.

  Ищите компромиссы. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить, отказаться от них. Необходимо для выхода из ситуации хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга, с другой стороны, не настаивать на идеальном, максимальном выполнении претензий.

  Не забывайте про чувство юмора, оно помогает сгладить конфликтно, конечно же, не избавляет от обсуждения проблемы. Также можно промолчать или игнорировать попытку партнера инициировать конфликт, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Не стоит обострять конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну.Следует помнить высказывание великого писателя Л.Н.Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему».

  Если проблемы не решаются, обратитесь к профессионалу. Старайтесь понимать друг друга, идти навстречу друг другу и любить!



Работа по ранней профилактике неблагополучия в семьях. Оказание своевременной помощи семье, несовершеннолетнему


Эпиграф: Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. В.А.Сухомлинский

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.Хочу такой сайт

Именно поэтому каждый учебный год в МБОУ ООШ №2 начинается со знакомства и изучения особенностей каждой поступившей в школу семьи. Вначале это работа со списками первоклассников. Беседы с учителем, который принял 1-ый класс. Выявление малообеспеченных, многодетных, опекунских и конечно неблагополучных семей. Чаще всего неблагополучные семьи, которые поступают в школу, уже выявлены в детском саду.

Информация о таких семьях поступает в школу перед учебным годом из детских садов “Мишутка” и “Солнышко”, которые находятся в микрорайоне школы. Социальные педагоги детских садов, своевременно направляют подробную информацию о проблемных, неблагополучных и опекунских семьях. Благодаря этому, семьи ставятся на внутришкольный учет, и с ними планируется профилактическая работа.

В начале учебного года каждый классный руководитель заполняет Социальный паспорт класса, в котором отражает все особенности своего классного коллектива. Для того, чтобы качественно заполнить социальный паспорт, классные руководители посещают семьи (особенно вновь прибывших детей, детей состоящих на учете в школе, а также всех обучающихся при смене классного руководителя и семьи первоклассников), проводят индивидуальные беседы, классные родительские собрания. В результате в конце сентября составляется Социальный паспорт школы, в котором имеются как числовые данные, так и списки различных категорий детей. Одновременно пополняется и изменяется банк данных о неблагополучных семьях, детях находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи педагогического коллектива. Информация доводится до сведения всего коллектива, а обновленный банк данных получает директор школы, заместитель директора по УВР, психолог.

На каждого трудного подростка и на неблагополучную семью заводится карта, где отражаются особенности семьи, сведения о бытовых условиях, информация о родителях, о ребенке, указываются основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка.

В начале учебного года составляется график проведения школьных рейдов по семьям обучающихся. Рейды проводятся ежемесячно, в них принимают участие все классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по УВР. Школьные рейды практикуются в нашей школе уже 5-ий год и оправдывают себя.

Посещение семьи – дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Поэтому целью школьных рейдов является не только обследования условий воспитания, но и налаживание контакта с семьей, выяснение возможности оказания помощи. Учителя дают советы родителям, как помочь ребенку выполнить домашнее задание, как устранить проблемы с учебой, я информирую о том, какую социальную помощь может оказать школа, куда обратиться за помощью. Выясняем, как организован досуг ребенка, убеждаем в необходимости посещать кружки, секции, объединения. Обычно в 1-ом рейде мы посещаем неблагополучные семьи, которые поступили в школу с начала учебного года.

Школьные рейды фиксируются в специальном журнале, записывается, кто принимал участие в рейде, какие семьи были посещены. Более подробная информация записывается в карте семьи или обучающегося. Результаты посещения семей во время школьного рейда доводятся до сведения классных руководителей посещенных обучающихся.

Важно, чтобы классные руководители, не только ждали помощи от социального педагога, а иногда и перекладывали свои обязанности на его плечи, но и сами активно оказывали помощь неблагополучной семье или подростку, вовремя информировали о проблемах, взаимодействовали со всеми участниками образовательного процесса в интересах ребенка.

Таким образом, проводимая в начале учебного года работа всего педагогического коллектива, позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных подростков и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.

Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

- создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;

- подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);

- тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:

  • низкая материальная обеспеченность;
  • отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
  • алкоголизм одного или обоих родителей;
  • эмоционально напряженная атмосфера в семье;
  • неуспеваемость школьников в учебе;
  • плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
  • неорганизованный отдых и досуг детей;
  • неумение найти дополнительный заработок;
  • незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
  • низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.

Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.

Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.

Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:

  • помощь в обеспечении повышения доходов семьи через предоставление бесплатного питания, определение детей в бесплатные лагеря на каникулах;
  • сбор денежных средств и вещей, оказание гуманитарной помощи;
  • оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
  • организация досуга детей, организация летнего отдыха;
  • информирование о работе различных служб;
  • психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
  • психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
  • правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
  • организация благоприятной социальной среды в семьях;
  • помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);
  • помощь в выборе образовательного пути;
  • обучение способам повышения самооценки;
  • консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
  • обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);
  • учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
  • индивидуальное консультирование;
  • взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.

В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

  1. Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.
  2. Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.
  3. Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».