Работа по ранней профилактике неблагополучия в семьях. Оказание своевременной помощи семье, несовершеннолетнему
Эпиграф: Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. В.А.Сухомлинский
Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.
Именно поэтому каждый учебный год в МБОУ ООШ №2 начинается со знакомства и изучения особенностей каждой поступившей в школу семьи. Вначале это работа со списками первоклассников. Беседы с учителем, который принял 1-ый класс. Выявление малообеспеченных, многодетных, опекунских и конечно неблагополучных семей. Чаще всего неблагополучные семьи, которые поступают в школу, уже выявлены в детском саду.
Информация о таких семьях поступает в школу перед учебным годом из детских садов “Мишутка” и “Солнышко”, которые находятся в микрорайоне школы. Социальные педагоги детских садов, своевременно направляют подробную информацию о проблемных, неблагополучных и опекунских семьях. Благодаря этому, семьи ставятся на внутришкольный учет, и с ними планируется профилактическая работа.
В начале учебного года каждый классный руководитель заполняет Социальный паспорт класса, в котором отражает все особенности своего классного коллектива. Для того, чтобы качественно заполнить социальный паспорт, классные руководители посещают семьи (особенно вновь прибывших детей, детей состоящих на учете в школе, а также всех обучающихся при смене классного руководителя и семьи первоклассников), проводят индивидуальные беседы, классные родительские собрания. В результате в конце сентября составляется Социальный паспорт школы, в котором имеются как числовые данные, так и списки различных категорий детей. Одновременно пополняется и изменяется банк данных о неблагополучных семьях, детях находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи педагогического коллектива. Информация доводится до сведения всего коллектива, а обновленный банк данных получает директор школы, заместитель директора по УВР, психолог.
На каждого трудного подростка и на неблагополучную семью заводится карта, где отражаются особенности семьи, сведения о бытовых условиях, информация о родителях, о ребенке, указываются основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка.
В начале учебного года составляется график проведения школьных рейдов по семьям обучающихся. Рейды проводятся ежемесячно, в них принимают участие все классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по УВР. Школьные рейды практикуются в нашей школе уже 5-ий год и оправдывают себя.
Посещение семьи – дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Поэтому целью школьных рейдов является не только обследования условий воспитания, но и налаживание контакта с семьей, выяснение возможности оказания помощи. Учителя дают советы родителям, как помочь ребенку выполнить домашнее задание, как устранить проблемы с учебой, я информирую о том, какую социальную помощь может оказать школа, куда обратиться за помощью. Выясняем, как организован досуг ребенка, убеждаем в необходимости посещать кружки, секции, объединения. Обычно в 1-ом рейде мы посещаем неблагополучные семьи, которые поступили в школу с начала учебного года.
Школьные рейды фиксируются в специальном журнале, записывается, кто принимал участие в рейде, какие семьи были посещены. Более подробная информация записывается в карте семьи или обучающегося. Результаты посещения семей во время школьного рейда доводятся до сведения классных руководителей посещенных обучающихся.
Важно, чтобы классные руководители, не только ждали помощи от социального педагога, а иногда и перекладывали свои обязанности на его плечи, но и сами активно оказывали помощь неблагополучной семье или подростку, вовремя информировали о проблемах, взаимодействовали со всеми участниками образовательного процесса в интересах ребенка.
Таким образом, проводимая в начале учебного года работа всего педагогического коллектива, позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных подростков и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.
Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:
- создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;
- подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);
- тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
- низкая материальная обеспеченность;
- отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
- алкоголизм одного или обоих родителей;
- эмоционально напряженная атмосфера в семье;
- неуспеваемость школьников в учебе;
- плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
- неорганизованный отдых и досуг детей;
- неумение найти дополнительный заработок;
- незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
- низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.
Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.
Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.
Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.
Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:
- помощь в обеспечении повышения доходов семьи через предоставление бесплатного питания, определение детей в бесплатные лагеря на каникулах;
- сбор денежных средств и вещей, оказание гуманитарной помощи;
- оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
- организация досуга детей, организация летнего отдыха;
- информирование о работе различных служб;
- психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
- психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
- правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
- организация благоприятной социальной среды в семьях;
- помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);
- помощь в выборе образовательного пути;
- обучение способам повышения самооценки;
- консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
- обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);
- учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;
- предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
- индивидуальное консультирование;
- взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.
В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:
- Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.
- Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.
- Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.