Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа -основная общеобразовательная школа №14 «Подросток» ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы протокол от 25.06.2021 №6 образования .А. Михайлова ,обгШи ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2021 - 2025 г. г. Совершенствование системы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО Научный руководитель: Э.Н. Гарсиа, с.н.с. Института развития образования Пермского края Авторы-разработчики B. М. Максимова, директор МБСУВУ от «СОШот№14 Подросток», C. Н. Бекетова, заместитель директора, Н.Р. Черепанова, социальный педагог Т.И. Мусихина, социальный педагог И.С. Елтышева, педагог- организатор %• г. Чусовой - 2021 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Разработчики Программы Исполнители Программы Научно-методические основы разработки Программы Юридический исполнителя, Совершенствование системы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС Педагогический коллектив и администрация школы под руководством научного руководителя Э.Н. Гарсиа Администрация, педагогический коллектив МБОУ «СУВУ№14 «Подросток», ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы. • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской - Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; • План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р; • Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года; • Конвенция о правах ребёнка; • Устав ОУ; • Локальные акты школы. • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189; 618200, Пермский край, город Чусовой, улица адрес Ленина, 12 телефон, телефон 8(34256)51769/факс 8(34256)58041 Shl4.chus@mail.ru факс, e-mail Программа разработана на период 2020 - 2025 годы. Первый этап (2020 - 2021 учебный год) - аналитико проектировочный: - Изучение и анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ) и концепции ФГОС общего образования (всех уровней) с целью определения направлений обновления образовательной системы школы; Сроки действия Программы и этапы ее реализации - Разработка воспитательной компоненты. -Определение финансово-экономических границ реализации Программы Второй этап (2021 - 2024 учебные годы) реализующий: - Организация предпрофильной подготовки - Организация социальных практик - Организация проектной деятельности; Третий этап (январь - декабрь 2024- 2025 учебные годы) - функционирования Учредитель Управление образования Администрации Чусовского городского округа Адрес: 618 204, Пермский край, г. Чусовой, ул. 50 .лет ВЛКСМ, 2г телефон 8 (34256) 55140 Программа обсуждена на Педагогическом совете МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» « 25 » июня 2021 года Особенности внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. «Основная образовательная программа ООО реализуется ОУ через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН». Внеурочная деятельность приобретает образовательный характер. Подразумевается, что в урочной деятельности ребенок осваивает основы наук, т.е. школьные предметы, а во внеурочной - получает образование в метапредметной и личностных областях. «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)». «Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.». Совершенно очевидно, что удельный вес этих направлений должен быть различным в зависимости от: а) специфики детского контингента; б)финансово-экономических и организационно материальных возможностей ОУ. «При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта». Безусловно, что сотрудничество школы с УДО позволяет вывести внеурочную деятельность на другой качественный уровень, усиливая ее образовательный характер. «Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности определяетобразовательное учреждение». Существуют различные формы интеграции урочной и внеурочной деятельности, включая «школу полного дня». «Часть, формируемая участниками образовательного процесса, составляет 30% образовательной программы». Это означает право выбора ребенка и его родителей видов внеурочной деятельности. Следовательно, внеурочная деятельность должна стать дифференцированной. Специфика организации внеурочной деятельности в финансовоэкономических условиях в рамках спецшколы открытого типа Специфика образовательного процесса ОУ Образовательная деятельность в спецшколе открытого типа имеет свою специфику, обусловленную типом образовательного учреждения: • обязательное наличие в учебном плане профессиональной подготовки; • работа школы в режиме «полного» дня, т.е. создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня с опорой на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ; • небольшая наполняемость в классах (8-12 чел) и школе (около 100 чел.). Учитывая вышесказанное, реализация Стандартов во внеурочной деятельности приобретает в условиях спецшколы дополнительную специфику и ограничения: • ограниченная возможность или полное отсутствие предоставления выбора учащимся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности; • реализация Стандарта «с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и требований» (стр.25), но в СанПиН укладывается допустимая норма только урочной деятельности, получается любое пребывание ребенка в школе сверх нормы СанПиН, является нарушением. Предельно допустимой нормы часов во внеурочной деятельности законодательством не определено, тем самым создается противоречие между необходимостью школы «полного» дня и нормами СанПиН. • минимальный резерв учебного времени. В нашем случае (с учетом специфики учебного плана) это от 1 до 2 часов (в зависимости от параллели) на одного учащегося в неделю; • отсутствие или недостаточное количество помещений в образовательном учреждении. Для полной реализации реестра образовательных услуг нам необходимо приблизительно 12-14 помещений, тогда как мы располагаем только 9 помещениями. Описание модели образовательной деятельности ОУ:___________ Учитывая требования ФГОС и специфические ограничения спецшколы открытого типа, школой реализуется образовательная программа, соответствующая типу и виду образовательного учреждения и включает в себя: 1. «жесткую» часть или модуль, т.е. часть, которая ограничена нормативной базой и не подлежит изменению. Это: • учебный план по общеобразовательным предметам (на основе БУГ1-2004); • учебные планы профессиональной подготовки (базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (приложение 2 к Письму Министерства образования и науки РФ № 772/26-5 от 20.05.2003 г) по 4 специальностям: пользователь ПК, столяр строительный, парикмахер и швея; 2. «гибкую» часть: • вариативная часть учебного плана; • внеурочная деятельность, куда входят: а) образовательные программы учреждений дополнительного образования; б) «воспитательный» блок занятий; в) отдельные разовые мероприятия воспитательного характера. Организация образовательного процесса Организация учебных занятий проходит в школе по следующей схеме: 1. «жесткий» модуль (учебные дисциплины и профессиональная подготовка) - в режиме традиционного нелинейного расписания; 2. «гибкий» модуль - 2 раза в .неделю (понедельник, пятница) в школьное расписание входит «воспитательный» блок, который включает в себя краткосрочные занятия (25 мин.), занятия учреждений дополнительного образования, по интересам учащихся, направленные на их развитие - к сожалению, без выбора учащимися. Современный образовательный стандарт предусматривает условия выбора. Финансово-экономические условия нашего ОУ таковы, что выбора либо нет, либо он очень маленький. Компенсация отсутствия выбора в нашей школе представляется учащимся благодаря широкому спектру краткосрочных занятий в блоке внеурочной деятельности. И это выход для таких малокомплектных школ, как наша; 3. мероприятия воспитательного характера в свободном режиме по отдельному графику. Таким образом, внеурочная деятельность в школе существует в виде «вкраплений» в урочную. Это полностью соответствует ФГОС ООО, где сказано, что «чередование урочной и внеурочной деятельности определяет само образовательное учреждение» (стр.25). В перспективе в «гибкий» модуль образовательной деятельности планируется ввести краткосрочные курсы (4-8 час.), направленные на: 1) поддержку учебных предметов; 2) обучающую и рефлексивную части (4-8 час.) образовательных практик (социальной и профессиональной направленности). Практическую часть образовательных практик планируется проводить в свободном режиме по отдельному графику. Нормы Клас СанПиН с 29ч 31ч 32ч 32ч 32ч 32ч 32ч 32ч 6 7 8А 8Б 8В 9А 9Б 9В «Жесткий» модуль Предметные Профессиональ дисциплины ная подготовка 30ч 6ч 35ч 6ч 5ч 32ч 6ч 33ч 0ч 31ч 35ч 8ч 8ч 35ч 8ч 35ч «Гибкий» модуль Вариатив «Воспитатель ная часть ный» блок 2ч 1ч 2ч 1ч 0ч 1ч 1ч 2ч 0ч 1ч 0ч 1ч 0ч 1ч 0ч 1ч Ресурсы организации внеурочной деятельности: При организации внеурочной деятельности обучающихся в школе используются: 1. собственные ресурсы: • кадровые (учителя, мастера производственного обучения, воспитатели); • материально-технические (МТБ школы); • нормативное обеспечение; • финансовые (фонд заработной платы). 2. возможности учреждений дополнительного образования: • кадровые (руководители кружков, секций); • материально-технические: по согласованию с учреждениями дополнительного образования; • нормативное обеспечение (договора на образовательные услуги, заключенные с УДО города). Работа школы в данном направлении позволяет расширить спектр и повысить качество услуг дополнительного образования, направленных на удовлетворение образовательных потребностей, интересов детей, рациональное использование собственных площадей, привлечение квалифицированных кадров. Основной вывод: стратегическими линиями развития внеурочной деятельности, которые позволят приблизить портрет выпускника МБОУ «СУВУ№14 «Подросток» к портрету выпускника по ФГОС ООО, должны стать: 1. создание системы предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации; 2. развитие проектной деятельности учащихся и педагогов; 3. создание системы образовательных практик социальной направленности. Подпрограмма 1. Организация предпрофильной подготовки Описание предыдущей деятельности На протяжении всего существования наше образовательное учреждение в соответствии с лицензией реализует образовательные программы профессиональной подготовки и выдает девятиклассникам свидетельство установленного образца с присвоением 2 разряда по следующим специальностям: • 13450 маляр, • 19601 швея (машинные работы), • 18800 столяр строительный, • 16437 парикмахер, • 16199 оператор электронно-вычислительных машин. Помимо этого в 9-х классах проводится профориентационная работа, которая включает в себя: классные часы, коррекционно-развивающие занятия по программе Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», участие учащихся в общегородском мероприятии «Ярмарка учебных мест». Связь с ФГОС В ФГОС ООО утверждается, что каждый выпускник образовательного учреждения должен быть готов к «осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений» (ФГОС ООО, стр.8). Слабые места и точки роста Подавляющее большинство выпускников нашей школы не используют полученную профессию. Так в 2020-2021 учебном году из 27 выпускников только 4 человека трудоустроились, (но не по той профессии, которую получили в школе), 5 человек продолжили обучение по образовательным программам среднего общего образования, 17 человек поступили в СПО и в НПО. При этом из опыта прошлых лет мы видим, что у многих наших выпускников выбор того или иного учебного заведения является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Примерно 50% из них не окончат то или иное образовательное учреждение. Это в первую очередь говорит о том, что школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистических жизненных планов и это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы. У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. К недостаткам нашей работы по профориентации можно отнести следующее: • не создана общегородская модель (система) предпрофильной подготовки, силами же одного образовательного учреждения столь важную работу проводить достаточно проблематично; • нет единой общешкольной программы по профориентации, занятия ведутся разрозненно в каждом классе; • не осуществляется дифференцированный подход: всем учащимся преподносится одинаковая информация о рынке труда и востребованных профессиях, о способах образования, которыми их можно получить; • отсутствует образовательный, точнее аналитический аспект данных мероприятий по отношению к каждому подростку. Исходя из этого, перед педагогическим коллективом встаёт задача по организации предпрофильной подготовки (ППП) в нашей школе. «Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования» (Концепция профильного обучения). Цель ППП - создание условий для самоопределения обучающихся основной школы относительно профилирующего направления дальнейшего образовательного пути. Цель подпрограммы: создание системы поддержки обучающихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач: 1. создание системы образовательных событий, направленных на самоопределение подростка; 2. определение финансово-экономических и организационных условий для реализации системы ППП; 3. создание нормативно-правовой базы; 4. создание методических материалов системы ППП. План действий по созданию системы ППП Задача № 1: создание системы образовательных событий, направленных на самоопределение подростка 1. Краткосрочные курсы (КСК) по принципу «вертушки»: • 6-7 классы: «околопредметные» курсы, расширяющие или поддерживающие предмет. Это могут быть КСК по химии «Вода в жизни человека», КСК по биологии «Азбука здоровья», КСК по географии «За границами географии», КСК по физике «Физика космоса». • 8-е классы: краткосрочные курсы «Я в мире профессий» - знакомство и первичная ориентация подростка в мире профессий. • 9-е классы: краткосрочные курсы «Пусть меня научат...» - знакомство с образовательными учреждениями, определение своей дальнейшей _____образовательной траектории. Образовательные практики профориентационной направленности организованное знакомство учащихся, преимущественно девятых классов, с местными образовательными учреждениями, изучение условий приёма, особенностей организации образовательного_____ процесса,_____ образовательных 3. Задача № 2: определение финансовоэкономических и организационных условий для реализации системы ППП Задача № 3: создание нормативноправовой базы Задача № • 4: создание методических материалов системы ППП 4. 5. 6. программ, посещение дней открытых дверей и др., т.е. работа школы по созданию информационного поля для школьников. Профессиональные пробы-испытания пробы, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующие обоснованному выбору профессии, позволяющие учащемуся осуществить «пробу сил» в той или иной сфере человеческой деятельности. Определение количества часов Составление расписания Распределение ФОТ 7. Создание положения о ППП 8. Назначение и определение функциональных обязанностей педагога ответственного за ППП 9. Внесение изменений в ДИ лиц, вовлечённых в систему ППП 10.Создание системы отчётности 11. Разработка программ КК 12.Разработка программ профориентационных образовательных практик 13. Разработка программы профессиональных пробиспытаний 14.Разработка дневника ППП Результаты реализации подпрограммы предпрофильной подготовки 1. Изменения в личности выпускника. Выпускник умеет: • анализировать результаты и последствия своей деятельности (по выбору и реализации образовательной траектории); • проектировать и рефлексировать свою образовательную деятельность и ее результаты, • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений. Выпускник ориентируется (т.е. имеет информацию и пользуется ею): • в образовательных возможностях по завершении основного общего образования, • в ситуации на рынке труда. 2. Изменения в образовательной деятельности школы. Будет создана система ППП, которая получит выражение в: • учебном плане ППП; • программах краткосрочных курсов, профориентационных образовательных практик, профессиональных проб-испытаний; • пакете нормативно-правовых документов по ППП; • системе мониторинга ППП. Подпрограмма 2. Организация проектной деятельности Описание предыдущей деятельности Проблема обучения особенно остро стоит в нашей школе. В этом, отличие от других общеобразовательных учреждений города: сложный, неоднородный по составу, социальной зрелости, материальному положению, мотивам обучения, уровню подготовки контингент учащихся. Это дети из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, дети разведенных родителей, одиноких матерей, отцов, дети, оставшиеся без попечения родителей. Вместе с тем, девиантный подросток - это человек, у которого есть шанс измениться. Если его поддержать, предоставить квалифицированную профессиональную помощь, помочь открыть конструктивные ресурсы собственной личности. И одновременно, помогая открывать мир, помочь научиться проявлять заботу об окружающих, открыть иной, дружелюбный мир, наполненный и удивительно интересный. Девиз воспитательной системы школы - «Ориентация на успех». Результатов в предметной деятельности у наших воспитанников добиться невозможно, и она не может стать стартовой площадкой для достижения успеха в их жизни. Таким образом, работа по достижению учащимися личностных и метапредметных результатов стала значимой деятельностью. Таковой формой деятельности является проектная деятельность. Проектная деятельность берет начало с 2002 года, когда наше ОУ было участником и стало победителем проекта «В рабочее завтра вступаем сегодня», который инициировало краевое правительство. 2003 год также стал для нас успешным, школа вновь стала победительницей проекта по профилактике психотропной зависимости «Ты - не один». В 2004 году мы стали участниками грандиозного проекта «Возьмемся за руки друзья!», поддержанного президентской программой «Дети России». Следующим этапом было участие и победа в проекте «Детско-родительская дача», который был поддержан департаментом Образования Пермского края. 2011 года объявлен конкурс проектов в рамках муниципальной экспериментальной площадки «Здоровое будущее», где школа приняла участие. 2018 году проект «Крэш школа» был поддержан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По настоящее время школа всегда живет и работает в режиме проектной деятельности. И сегодня в школе организовываются и реализуются проекты: мини-проект «Сам себе спасатель», проект «Семь чудес Чусового», проект «Бюро добрых услуг», мини-проект «Социальное закаливание», мини проект «Шаг за шагом», проект «Зеленая лаборатория», проект «Малая олимпийская энциклопедия», и т.д. Связь с ФГОС Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу: «умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение оценивать правильность выполнений поставленной задачи: владение основами самоконтроля, самооценки; умение организовать совместную деятельность с педагогами и со сверстниками» (ФГОС ООО стр.9). Таким образом, мы сделали вывод о том, что проектная деятельность - универсальное средство для достижения этих результатов для учащихся нашего ОУ. Слабые места и точки роста Организация проектной деятельности в нашей школе имеет ряд недостатков: 1. проектная деятельность имеет взросло-детскую направленность, но при этом зачастую проблему и цель проекта обозначает сам педагог, а учащийся лишь выполняет четкий алгоритм действий, указанный педагогом. Таким образом, в нашей школе в проектной деятельности ребенок играет роль объекта; 2. проблема проекта, как правило, не актуальна для ребенка. Для того, чтобы ученик воспринимал проект как действительно нужный, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из его жизни, применить для ее решения свои собственные знания и умения; 3. как правило, сам педагог воспринимает проект как нечто формальное и чуждое; для того, чтобы научить ребенка писать проект, самому педагогу необходимо четко и точно знать, уметь и иметь представления о том, что такое проект; 4. непериодичность, нерегулярность, непоследовательность проведения образовательных мероприятий также несут свои недостатки. Цель подпрограммы: полное и органичное включение проектной деятельности в образовательный процесс школы. Задачи подпрограммы'. 1. определение финансово-экономических условий реализации проектной деятельности: 2. разработка нормативной базы проектной деятельности в общеобразовательном учреждении; 3. развитие системы проектной деятельности в школе. План действий по созданию системы Г1Г1Г1 Задача 1: определение финансовоэкономических и организационных условий реализации проектной деятельности Задача 2: разработка нормативной базы, обеспечивающей развитие проектной деятельности в общеобразовательном учреждении % 1. определение количества часов 2. составление расписания 3. распределение ФОТ 1. разработка программы проектной деятельности 2. разработка расписания проектной деятельности в учебный план школы 3. введение программы проектной деятельности в образовательную программу школы 4. определение функциональных обязанностей лиц, вовлеченных в организацию проектной деятельности, а также ответственного педагога за работу Проектной школы 5. создание Положения о проектной школе Задача 3: развитие системы проектной деятельности 1. создание учебной программы работы Проектной школы 2. разработка системы реализации детсковзрослых проектов во внеурочной деятельности школы, включающей: 1. информирование педагогического коллектива об организации проектной деятельности в школе 2. занятия учащихся в Проектной школе и создание учебного проекта на занятиях 3. создание совместных детско-взрослых проектов 4. защита совместных детско-взрослых проектов 5. участие в различных конкурсах проектов за пределами школы Результаты реализации подпрограммы организации проектной деятельности 1. Изменения в личности учащегося. Учащийся умеет: • умеет самостоятельно определять цели своего обучения; • может ставить и формулировать для себя новые задачи; • умеет самостоятельно планировать пути достижения целей; • умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами; • умеет осуществлять контроль своей деятельности; • оценивает правильность выполнений поставленной задачи; • владеет основами самоконтроля, самооценки; • умеет организовать совместную деятельность с педагогами и со сверстниками. 2. Изменения в образовательной деятельности школы. В результате реализации подпрограммы будут: • включена Программа проектной школы в учебный план школы; • разработан пакет нормативно-правовых документов; • создана система работы в организации проектной деятельности. Подпрограмма 3. Организация образовательных практик социальной направленности Описание предыдущей деятельности Специфика нашей школы такова, что у нас обучаются дети со сложной жизненной ситуацией; из семей с «отрицательным» статусом малообеспеченные, неполные, дети безработных граждан. Социальный опыт таких детей оставляет желать лучшего, он крайне беден или вообще носит антиобщественный характер. Мы всегда были озабочены этим положением дел и пытались обогатить социальные знания, умения и навыки чаще теоретически, не затрагивая практической деятельности. Долгий опыт работы в данной учебной организации убеждает нас в том, что необходимо внедрять в образовательно-воспитательный процесс новаторские технологии работы с детьми, а именно - реализовывать социальные практики. Мы считаем, что самостоятельная, взрослая жизнь выпускника будет успешной, если он в течение школьной жизни будет набираться практического социального опыта. Нечто похожее мы, конечно же, использовали в своей работе на протяжении долгого времени. Например: разовые экскурсии в Центр занятости населения, на Ярмарку учебных мест, посещение медицинских учреждений, УФМС по Чусовому, УСЗН и отдела опеки, общение и консультации с узкими специалистами здравоохранения чаще всего происходило на территории школы. Мы согласны, что социальный опыт - это всегда результат действий ребёнка, активного взаимодействия с окружающим миром. И адаптации подростка в социуме нужно уделять большее внимание. Связь с ФГОС Наши мысли подтверждены новыми образовательными стандартами, которые описывают личностные результаты в статье II пункт 9 подпункты 4, 5, 6, 7, 10, где описаны личностные результаты ребенка, такие как: • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовности и способности вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; • ребенок должен освоить социальные нормы жизни в группах и сообществах, включая и взрослые сообщества, правила поведения социальной жизни; • у учащегося должны сформироваться нравственные чувства и нравственное поведение, ответственное отношение к своим собственным поступкам, коммуникативная компетентность в общении со сверстниками, взрослыми, детьми старшего и младшего возраста в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; • учащийся должен осознать значение семьи в жизни человека и общества, и проявлять уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи (ФГОС ООО, стр. 7-9) Глядя на свою деятельность через призму новых стандартов, мы понимаем, что в сегодняшней ситуации в этой деятельности есть слабые места, которые могут стать «точкой роста». Слабые места и точки роста На наш взгляд, вся наша предыдущая деятельность не полностью соответствовала Стандартам в силу следующих причин: 1. недостаток социального опыта наших учащихся мы пытались компенсировать достаточно стихийно, используя свои возможности и возможности некоторых социальных институтов. Не всегда содержание этих мероприятий было востребовано учащимися, иногда носило формальный характер, и не в полной мере осознавалось детьми, как нечто нужное и необходимое им в дальнейшей жизни; 2. основной единицей прежней воспитательной работы было мероприятие, то есть нечто разовое, нерегулярное. Если учесть, что ФГОС придаёт внеурочной деятельности образовательный характер, то становится ясно, что образование не может быть получено в результате разовых мероприятий. Очевидно, что необходима система (программа, включение в учебный план, финансирование, обязательность исполнения, ответственность, периодичность); 3. не отслеживалось влияние мероприятия на внутренний мир ребёнка - отсутствовал анализ, не проводилась рефлексия. Образовательные задачи, связанные с социальным опытом, на наш взгляд, могут быть решены с помощью организации системы социальных практик. Социальная практика - это образовательная деятельность учащихся, направленная на развитие социальной компетентности, социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия (взаимодействия), осмысление и проба теоретических знаний в действии и на практике, в ходе которой ребенок использует общественные институты, организации и учреждения для своего развития. Это все то, что человек делает сам и с чем встречается в социальном мире. Социальные практики могут быть представлены следующими уровнями: 1. Пассивная практика. Результат - понимание, осмысление; 2. Активная практика. Результат - освоение социальных ролей, функций, способов взаимодействия, общения, коммуникативных компетентностей, навыков, умений; 3. Преобразовательная деятельность. Результат - освоение умений, навыков, компетентностей. Особенности социальных практик 1. Содержание практик выходит за рамки школьных учебных программ, связано с реальной жизнью, актуальной для учеников (сейчас или в перспективе). Подавляющее большинство практик должно быть организовано за пределами школы по специально созданным программам. 2. Практики - это деятельность. Это значит, что структура практики ребенка должна состоять из 3 частей: 1) цели и мотивы практики (обсуждение замысла), 2) самостоятельные действия, направленные на достижение результата, 3) рефлексия деятельности. 3. Социальные практики должны быть дифференцированными, т. е. предлагаться на выбор учащегося. Цель подпрограммы: создание системы образовательных практик социальной направленности и интеграция ее в образовательный процесс школы. Задачи подпрограммы: 1. определение тематики и базы ОП социальной направленности; 2. разработка системы ОП социальной направленности; 3. создание нормативно-правового обеспечения ОП. План действий по созданию системы 111111 Задача 1 определение тематики и базы ОП социальной направленности Предполагаемые темы: • различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать); • взаимодействие между представителями власти и общественностью; • поиск рабочего места; • социальные проблемы незащищенных слоев населения (инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им; • научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами; научиться работать с деловой документацией научиться кооперировать с другими людьми и делать совместное Дело; • познакомиться с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе; познакомиться с конкретными социальными технологиями и их реализацией; • научиться самостоятельно ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты; познакомиться с процедурой выборов, понять правила участия в выборах и т.д. Предполагаемые базы проведения ОП: • учреждения и организации системы здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта, • муниципальные органы самоуправления, ТОСы, • предприятия и организации, реализующие благотворительные программы, социально ориентированные акции. • подразделения службы занятости населения, • музеи, библиотеки,__________________________ • общественные организации и движения, осуществляющими гуманитарную и просветительскую деятельность, • средства массовой информации, службы, занимающиеся социологическими исследованиями и т.д. 4. Создание Центра социальных практик; Задача 2 5. Введение ОП в образовательный процесс - варианты: разработка системы ОП социальной • обязательный час (0,5 часа) в расписании (содержание, формы, время практики определяются учеником направленности самостоятельно); • краткосрочные курсы в вариативной части УП социально-компетентностной направленности, выбираемые учеником наряду с другими курсами; • социальные практики вне расписания (предлагается перечень, ученик выбирает из перечня, но не менее определенного количества часов или практик); социальные практики (в УП или вне него), организованные по типу «карусели», т.е. обязательны для всех, но выбирается только время их осуществления. Задача 3 Предстоит разработать: • положение о социальных практиках; создание • учебные программы социальных практик, включающие нормативно разделы «Система оценивания» с указанием объектов правового критериев, показателей и процедуры оценивания; обеспечения ОП • договоры с соответствующими учреждениями или организацией об условиях и порядке прохождения практики учащимися; • приказы по учреждению о прохождении социальной практики учащимися в соответствующем учебном году; • скорректированные функциональные обязанности педагогов и управленцев, отвечающих за организацию социальных практик («социальных продюсеров»: зам. директора, соцпедагога, классного руководителя, тьютора) Мы предполагаем следующие особенности организации социальных практик. Результаты реализации подпрограммы организации проектной деятельности 1. Изменения в личности учащегося. Портрет выпускника будет включать: • знание социальных норм и правил поведения в группах и сообществах; • обладание правовой грамотностью, глубоко переживаемый внутренний кодекс чести которого, создаст «иммунный барьер» для разрушающих личность влияний; • уважение закона и правопорядка, осознание ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством. 2. Изменения в образовательной деятельности школы. В результате реализации подпрограммы будут: разработано положение о социальных практиках; определён список тем социальных практик; составлены учебные программы социальных практик; подготовлены примерные договоры с учреждениями и образовательной организацией об условиях и порядке прохождения практики учащимися; сформулированы примерные приказы о прохождении социальной практики учащимися; внесены изменения и дополнения в функциональные обязанности педагогов и управленцев, отвечающих за организацию социальных практик.